В современном двигателе такая часть, как головка блока цилиндров, является сложной комбинацией механизмов и узлов. И потому полноценное восстановление всех составляющих частей и ремонт головки блока цилиндров ВАЗ при капитальном ремонте мотора может оказаться гораздо сложнее всех других операций по ремонту (шлифовка коленвала или же расточка цилиндров), вместе взятых.
Забот при ремонте ГБЦ много: необходимо специальное оборудование, трудоёмкость всех операций очень высокая, а исполнение должно быть весьма точным. При такой сложности исполнения достаточно странным является тот факт, что ремонт головки блока цилиндров среди ремонтников некоторых технических центров не считается делом высокой важности. Обязательными являются коленчатый вал и блок, а ремонт – тут уже как выйдет. Результатом такого отношения может быть понижение ресурса работы и общей эффективности двигателя.
Если ремонт головки блока цилиндров в Тамбове неизбежен, то её зачастую приходится демонтировать с двигателя. Однако, есть некоторые исключения, например, операция замены маслосъёмных колпачков (хотя у некоторых двигателей даже в этом случае без демонтажа не обойтись). И на этом этапе разумным решением будет обзавестись тем комплектом запчастей, которые в любом случае понадобятся, когда будет осуществляться ремонт ГБЦ. Сотрудники профессиональных технических центров для этого пользуются наборами под названием Head Set, в комплектацию которых входят прокладка ГБЦ и все остальные необходимые для ремонта прокладки и сальники.
Прежде чем приступить к демонтажу головки блока цилиндров, стоит произвести проверку взаимного расположения валов (распределительного и коленчатого). Для этого необходимо свести соответствующие метки. Данную операцию необязательно выполнять при работе с отечественным двигателем, однако некоторые моторы зарубежных производителей обладают весьма сложной установкой газораспределительных фаз, и поэтому можно нанести даже дополнительные метки.
После демонтажа ГБЦ полностью разбирают и вынимают все клапаны. Коллекторы впуска и выпуска можно не трогать, но только в том случае, если они не будут мешать процессу ремонта, однако стоит понимать, что прокладки коллекторов могут быть негерметичны.
Когда головка блока цилиндров полностью разобрана, её необходимо тщательно очистить и вымыть. Далее начинаются измерения и проверки, в ходе которых определяется объем необходимых работ.